Цели, идеи программы деятельности экспериментальной площадки:
Стратегической целью социального развития нашей страны является формирование гражданского общества и построение правового государства. В связи с этим особую актуальность приобретает повышение гражданско-правовой культуры личности, так как при низкой политической грамотности избирателей, при отсутствии навыков и желания активно участвовать в жизни общества, без развитого чувства ответственности за судьбу страны все намечаемые преобразования останутся на стадии теоретического обсуждения, и демократических изменений не произойдет.
Вот почему необходимо глубокое теоретическое осмысление проблем социального воспитания, развития гражданской культуры детей и подростков; выявление особенностей формирования гражданского самосознания; разработка и осуществление специальных программ, с помощью которых возможно создать условия для гражданского становления и самореализации личности, решить важную проблему самоопределения подростка в системе жизненных ценностей, его социализации. Гражданское становление личности учащегося на уроке и во внеурочной деятельности расширяет диапазон проявления его способностей, увеличивает возможность каждого выпускника школы занять достойное положение в обществе и проявить свою сознательную гражданскую и социальную активность.
В период, когда существует многообразие политической палитры взглядов и позиций, идет переоценка нравственных устоев и принципов, задача школы состоит в создании условий для самоопределения молодого человека.
Развитие общественных форм управления это одно из главных условий развития демократической культуры учащихся. Школьное самоуправление воспитывает в детях необходимые практические навыки жизни в гражданском обществе, дает подросткам большую самостоятельность и свободу в принятии решений, учит брать на себя ответственность, социализирует личность, формирует лидерские качества.

Основание для разработки программы
• Всеобщая декларация прав человека;
• Конвенция о правах ребенка;
• Конституция РФ;
• Закон РФ «Об образовании»;
• Типовое положение об образовательном учреждении;
• Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
• Законом Сахалинской области «Об образовании».
• Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 №1756-р)
• Письмо департамента образования администрации города Южно-Сахалинска от 28.09.2006 г. №3554/018 «О функционировании муниципальных инновационных площадок».
• Программа развития системы образования г. Южно-Сахалинска на 2006-2010гг.


Цель программы опытно-экспериментальной деятельности:
- Создание системы органов ученического самоуправления в образовательном учреждении.
Задачи:
- сформировать комплекс нормативно-правового обеспечения органов ученического самоуправления в ОУ;
- повысить профессиональную компетентность педагогических кадров по проблемам ученического самоуправления;
- разработать и апробировать Модели органов ученического самоуправления;
- создать систему мониторинга эффективности деятельности органов ученического самоуправления.

Объект эксперимента: Воспитательная деятельность образовательного учреждения.
Предмет эксперимента: Механизм формирования, функционирования, развития системы ученического самоуправления.

Исходные теоретические положения

Органы ученического самоуправления – форма демократического устройства жизни ученического коллектива, предполагающая широкое участие школьников в управлении всеми важнейшими вопросами своей жизнедеятельности с учетом интересов и склонностей учащихся различных возрастных групп.
Модель ученического самоуправления – мысленно представляемый образ реально существующей или проектируемой системы ученического самоуправления предназначенной для ее анализа и проследования совершенствования.
Воспитательная позиция – устойчивая система доминирующих воспитательных отношений (установок, взглядов, убеждений и суждений) индивидуальных или групповых субъектов воспитательного пространства.
Педагогически эффективное развитие – конструктивное развитие определенного объекта, педагогического воздействия, достигаемое оптимальным путем с получением проектируемого воспитательного результата при затрате минимальных средств и ресурсов.

Основные этапы программы опытно-экспериментальной деятельности, содержание и методы работы:

Подготовительный этап (2006-2007 г.): На этом этапе фиксируется, анализируется и оформляется в виде отдельных управленческих решений предстоящая экспериментальная деятельность, формируется пакет материалов, призванный сопровождать процесс экспериментальной работы.
Методы работы: проектирование, исследование, моделирование, анкетирование.

Практический этап (2007-2008 гг.) На данном этапе предполагается апробировать модели ученического самоуправления на муниципальной площадке.
Методы работы: анкетирование, проектирование, исследование, экспертиза, контроль.

Заключительный этап (2009 г.) Подведение итогов эксперимента, проведение мониторинга, подготовка материалов для распространения опыта.
Методы работы: анализ, исследование, обобщение, контроль.


Ожидаемые результаты:
Подготовительный этап:

Создан пакет нормативных и методических материалов.

- Разработана система критериев оценки деятельности органов ученического самоуправления

Практический этап

Созданы и апробация модели ученического самоуправления в ОУ

- Внедрен мониторинг эффективности деятельности органов ученического самоуправления.

Заключительный этап

Создан информационный банк данных системы ученического самоуправления в ОУ.
Издан сборник «Организация и развитие ученического самоуправления в образовательном учреждении»
Обобщен опыт работы по формированию системы органов ученического самоуправления

Источники финансирования: бюджетные и внебюджетные средства
Необходимо дополнительное финансирование на организацию работы ресурсного центра, повышение квалификации педагогических кадров в регионах, апробировавших модели общественных форм управления.

Примерные участники программы опытно-экспериментальной деятельности: Департамент образования администрации города Южно-Сахалинска, общеобразовательные учреждения МОУ СОШ № 1, 22, 13, 32, лицей № 2, 34.
Координатор эксперимента: главный специалист департамента образования администрации города Южно-Сахалинска Е.Г. Ершова.
Распространение результатов деятельности участников эксперимента планируется через издание сборников нормативно-правовых документов и опыта работы, проведение научно-практической конференции «Школа правовое пространство», публикаций в газете «Педагогический форум», журнале «Сахалинское образование – ХХI век».

Цели, идеи программы деятельности экспериментальной площадки:

Одним из приоритетных направлений модернизации российского образования является создание условий для развития воспитательных систем образовательных учреждений.
Стратегическая задача образования - опережать запросы общества, конструировать воспитательные системы, так чтобы личность получала запас нравственных, интеллектуальных, гражданских сил, необходимых не только для того чтобы адаптироваться в сегодняшние рыночные отношения, но и активно действовать в меняющихся условиях, направляя их на большую пользу.

Наш проект направлен на повышение воспитательного потенциала образовательного учреждения, обновления содержания и структуры воспитательной деятельности на основе отечественных традиций и современного опыта, что в свою очередь будет способствовать успешной социализации личности учащихся.
Основание для разработки программы
• Всеобщая декларация прав человека;
• Конвенция о правах ребенка;
• Конституция РФ;
• Закон РФ «Об образовании»;
• Типовое положение об образовательном учреждении;
• Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
• Законом Сахалинской области «Об образовании».
• Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 №1756-р)
• Письмо департамента образования администрации города Южно-Сахалинска от 28.09.2006 г. №3554/018 «О функционировании муниципальных инновационных площадок».
• Программа развития системы образования г Южно-Сахалинска на 2006-2010гг.
Цель программы опытно-экспериментальной деятельности:
Создание воспитательных систем направленных на формирование детей и подростков нравственности, патриотизма гражданственности и культуры здорового образа жизни в образовательных учреждениях.
Задачи:
- сформировать комплекс нормативно-правового обеспечения создания, функционирования, развития воспитательных систем ОУ;
- повысить профессиональную компетентность педагогических кадров по проблемам воспитательных систем;
- создать систему мониторинга эффективности деятельности ВС УО.
- создать и апробировать воспитательные системы образовательного учреждения
Объект эксперимента: Воспитательная деятельность образовательного учреждения.
Предмет эксперимента: Механизм формирования, функционирования, развития ВС ОУ.
Исходные теоретические положения:
Концепция воспитания - система взаимосвязанных вытекающих друг из друга идей, взглядов и принципов, определяющих общий замысел, логику и стратегию создания или развития воспитательной системы.
Система воспитательной работы - это система взаимосвязанных воспитательных мероприятий, адекватных поставленной цели.
Система воспитания - это совокупность оригинальных теоретических положений и выстраиваемых на их основе воспитательных стратегий разработанных и применяемых либо отдельным педагогом, либо в рамках какой то социальной организации, либо в пределах целого государства на определенном этапе его развития.
Программа воспитания - устремленная в будущее система теоретически обоснованных педагогических действий, направленных на достижение проектируемых воспитательных результатов.
План воспитательной работы – развернутая во времени хронологически регламентированная совокупность конкретных воспитательных мероприятий, определяющих содержание деятельности, определенных субъектов воспитательного процесса.
Воспитательное пространство - педагогически организованная среда, в масштабе которой функционирует воспитательная система, объединяющая по единому целевому основанию основные субъекты воспитательного процесса.
Воспитательная система – целенаправленно и последовательно организуемая педагогическая система, в целевом основании которой задан теоретически аргументированный воспитательный приоритет, подкрепленный убедительными фактами из практического опыта.
Методика воспитания – относительно устойчивая система методов и приемов, направленных на решение определенного круга воспитательных задач.
Модель воспитательной системы – мысленно представляемый образ реально существующей или проектируемой воспитательной системы, предназначенной для ее концептуального анализа и последовательного совершенствования. Может иметь словесное, графическое или пространственное оформление.
Педагогически эффективное развитие – конструктивное развитие определенного объекта, педагогического воздействия, достигаемое оптимальным путем с получением проектируемого воспитательного результата при затрате минимальных средств и ресурсов.

Основные этапы программы опытно-экспериментальной деятельности, содержание и методы работы:

Подготовительный этап (2007 г.): На этом этапе фиксируется, анализируется и оформляется в виде отдельных управленческих решений предстоящая экспериментальная деятельность, формируется пакет материалов, призванный сопровождать процесс экспериментальной работы.
Методы работы: проектирование, исследование, моделирование, анкетирование.

Практический этап (2008г.) На данном этапе предполагается апробировать модели воспитательных систем на муниципальной площадке.
Методы работы: анкетирование, проектирование, исследование, экспертиза, контроль.

Заключительный этап (2010 г.) Подведение итогов эксперимента, проведение мониторинга, подготовка материалов для распространения опыта.
Методы работы: анализ, исследование, обобщение, контроль.


Ожидаемые результаты:
Подготовительный этап:
Создан пакет нормативных документов; УМК, обеспечивающие эффективную деятельность воспитательной системы.
- Разработана система критериев оценки эффективной деятельности ВС
Практический этап
- Созданы и апробированы ВС в ОУ
- Апробирован и функционирует мониторинг эффективности деятельности ВС.
Заключительный этап
- Создан информационный банк данных ВС ОУ.
- Издан сборник «Воспитательные системы: проблемы, опыт, перспективы»
- Обобщен передовой педагогический опыт работы по ВС ОУ.

Источники финансирования: бюджетные и внебюджетные средства
Необходимо дополнительное финансирование на организацию работы ресурсного центра, повышение квалификации педагогических кадров в регионах, апробировавших модели общественных форм управления.

Примерные участники программы опытно-экспериментальной деятельности: Департамент образования администрации города Южно-Сахалинска, общеобразовательные учреждения МОУ СОШ № 7, 11, 16, 18, 30, гимназия №1, 2, лицей № 1, Кадетская школа.
Координатор эксперимента: главные специалисты департамента образования администрации города Южно-Сахалинска Е.Г. Ершова, О.П. Им, Е.Л. Шишова.
Научный руководитель эксперимента: методист кабинета воспитательной работы и дополнительного образования СОИПиППК Т.И.Бережная, методист воспитательной работы и дополнительного образования СОИПиППК О.А Малюгина
Распространение результатов деятельности участников эксперимента планируется через издание сборников нормативно-правовых документов и опыта работы, проведение научно-практической конференции «Воспитательная система как эффективный способ организации воспитательного процесса», публикаций в газете «Педагогический форум», журнале «Сахалинское образование – ХХI век».