Программа "Безопасность образовательных учреждений города Южно-Сахалинска на 2009-2011 годы"

ПРОГРАММА "БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ГОРОДА ЮЖНО-САХАЛИНСКА НА 2009-2011 ГОДЫ", утвержденная Решением городского Собрания городского округа "Город Южно-Сахалинск" от 2 июля 2008 г. N 1144/52-08-3 (в ред. Решения городского Собрания городского округа "Город Южно-Сахалинск" от 27.05.2009 № 1507/63-09-3)

Данные технических паспортов образовательных учреждений

ПАМЯТКА
О ПОРЯДКЕ ДЕЙСТВИЙ
РУКОВОДИТЕЛЯ И РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
В СЛУЧАЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОЖАРА

Порядок сообщения о пожаре.
Заметив пожар или загорание, необходимо немедленно организовать оповещение об этом всех находящихся в здании людей, независимо от размеров и места пожара или загорания, равно как и при обнаружении хотя бы малейших признаков горения (дыма, запаха гари) и немедленно вызвать пожарную охрану по телефону «01». Очевидно, что быстрота прибытия пожарной помощи, позволит успешнее ликвидировать пожар и быстрее помочь людям, находящимся в опасности.
Сообщения о пожаре, как правило, передаются по телефону. Поэтому каждый человек должен хорошо знать места расположения телефонных аппаратов, особенно тех, которые доступны в любое время суток. Следует помнить, что с помощью сотового телефона можно вызвать помощь даже при отсутствии денег на счете или SIM-карты по номеру «112».
Каждый работник образовательного учреждения, обнаруживший пожар или его признаки (задымление, запах горения или тления различных материалов, повышение температуры и т.п.) обязан:
а) немедленно сообщить об этом по телефону в пожарную часть (при этом необходимо четко назвать адрес учреждения, место возникновения пожара, а также сообщить свою должность, фамилию и номер своего телефона);
б) задействовать систему оповещения людей о пожаре, приступить самому и привлечь других лиц к эвакуации детей из здания в безопасное место согласно плану эвакуации;
в) известить о пожаре руководителя образовательного учреждения или заменяющего его работника;
г) организовать встречу пожарных подразделений, принять меры по тушению пожара имеющимися в учреждении средствами пожаротушения.
Эвакуация людей и имущества
Во избежание травмирования и гибели людей во время эвакуации следует действовать спокойно, без паники. Для предотвращения распространения огня в другие помещения обязательно следует плотно закрывать за собой двери. Вдыхание раскаленного воздуха может привести к параличу дыхательных путей и трагическому исходу. Во избежание ожогов, проходя через горящие помещения, следует защитить открытые части тела одеждой, двигаться пригнувшись или на четвереньках, так как внизу температура воздуха ниже и меньше дыма. Следует помнить, что сильное нервное возбуждение мобилизует физические ресурсы: прибавляется энергия, возрастает физическая сила, повышается способность к преодолению препятствий, но при этом у некоторых людей теряется способность адекватно воспринимать ситуацию. В таком состоянии резко возрастает внушаемость, действия людей становятся автоматическими, сильнее проявляются склонности к подражанию. В таких ситуациях, если нет четкого руководства эвакуацией, может возникнуть паника и давка. Люди могут забыть о наличии запасных выходов. Дети могут прятаться от страха в шкафы, под кровати и другие труднодоступные места.
Руководитель образовательного учреждения или заменяющий его работник, прибывший к месту пожара, обязан:
а) проверить, сообщено ли в пожарную охрану о возникновении пожара;
б) осуществлять руководство эвакуацией людей и тушением пожара до прибытия пожарных подразделений. В случае угрозы для жизни людей немедленно организовать их спасение, используя для этого все имеющиеся силы и средства;
в) организовать проверку наличия детей и работников, эвакуированных из здания, по имеющимся спискам и классным журналам;
г) выделить для встречи пожарных подразделений лицо, хорошо знающее расположение подъездных путей и водоисточников;
д) проверить включение в работу автоматической (стационарной) системы пожаротушения;
е) удалить из опасной зоны всех работников и других лиц, не занятых эвакуацией людей и ликвидацией пожара;
ж) при необходимости вызвать к месту пожара медицинскую и другие службы;
з) прекратить все работы, не связанные с мероприятиями по эвакуации людей и ликвидации пожара;
и) организовать отключение сетей электро- и газоснабжения, остановку систем вентиляции и кондиционирования воздуха и осуществление других мероприятий, способствующих предотвращению распространения пожара;
к) обеспечить безопасность людей, принимающих участие в эвакуации и тушении пожара, от возможных обрушений конструкций, воздействия токсичных продуктов горения и повышенной температуры, поражения электрическим током и т.п.;
л) организовать эвакуацию материальных ценностей из опасной зоны, определить места их складирования и обеспечить, при необходимости, их охрану;
м) информировать начальника пожарного подразделения о наличии людей в здании.
При проведении эвакуации и тушении пожара необходимо:
а) с учетом сложившейся обстановки определить наиболее безопасные эвакуационные пути и выходы, обеспечивающие возможность эвакуации людей в безопасную зону в кратчайший срок;
б) исключить условия, способствующие возникновению паники. С этой целью учителям, преподавателям, воспитателям, мастерам и другим работникам детского учреждения нельзя оставлять детей без присмотра с момента обнаружения пожара и до его ликвидации;
в) эвакуацию детей следует начинать из помещения, в котором возник пожар, и смежных с ним помещений, которым угрожает опасность распространения огня и продуктов горения. Детей младшего возраста и больных следует эвакуировать в первую очередь;
г) в зимнее время по усмотрению лиц, осуществляющих эвакуацию, дети старших возрастных групп могут предварительно одеться или взять теплую одежду с собой, а детей младшего возраста следует выводить или выносить, завернув в одеяла или другие теплые вещи;
д) тщательно проверить все помещения, чтобы исключить возможность пребывания в опасной зоне детей, спрятавшихся под кроватями, партами, в шкафах или других местах;
е) выставлять посты безопасности на входах в здание, чтобы исключить возможность возвращения детей и работников в здание, где возник пожар;
ж) при тушении следует стремиться в первую очередь обеспечить благоприятные условия для безопасной эвакуации людей;
з) воздержаться от распахивания окон и дверей, а также от разбивания стекол во избежание распространения огня и дыма в смежные помещения. Покидая помещения или здание, следует закрывать за собой все двери и окна.
ПАМЯТКА ДЕЖУРНОМУ
В образовательных учреждениях с круглосуточным пребыванием обучающихся или воспитанников дежурный по учреждению в выходные и праздничные дни, а также в вечерние и ночные часы обязан:
а) при заступлении на дежурство проверить наличие и состояние средств пожаротушения, исправность телефонной связи, дежурного освещения и пожарной сигнализации, а также убедиться, что все пути эвакуации (коридоры, лестничные клетки, тамбуры, фойе, холлы, вестибюли) не загромождены, а двери эвакуационных выходов при необходимости могут быть беспрепятственно открыты, особенно в зимнее время.
В случае обнаружения нарушений противопожарного режима и неисправностей, в результате которых возможно возникновение пожара, сообщить об этом руководителю или заменяющему его работнику и принять меры к устранению нарушений;
б) иметь списки (журналы) учащихся, воспитанников и работников, находящихся в детском учреждении, знать места их расположения и в установленное время сообщить сведения о количестве людей в пожарную охрану;
в) постоянно иметь при себе комплект ключей от дверей эвакуационных выходов и ворот автомобильных въездов на территорию детского учреждения, а также исправный ручной электрический фонарь.

В целях предотвращения террористических актов в образовательных учреждениях, департаментом образования издан приказ от 12.09.2005 года № 853 «Об обеспечении безопасности и антитеррористической защищенности образовательных учреждений г. Южно-Сахалинска».
Данным приказом утверждена Памятка руководителю образовательного учреждения по мерам безопасности при угрозе проведения террористических актов.
Содержание памятки направлено на организацию профилактической разъяснительной работы в педагогических коллективах и на выработку навыков поведения учащихся в чрезвычайных ситуациях:

Памятка
руководителю образовательного учреждения
по мерам безопасности при угрозе проведения
террористических актов.

Развитие человеческого общества никогда не было бесконфликтным. В отдельные моменты происходит резкое обострение накопленных противоречий. Социально-политические конфликты проявляются в виде массовых явлений: манифестаций, митингов, забастовок, а так же насильственных действий против органов власти со стороны оппозиционных политических сил, или незаконных структур (формирований).
Часто подобного рода события сопровождаются захватом заложников. Захват может произойти в транспорте, жилье, в учреждении. Соблюдая некоторые рекомендации, вы сможете сохранить свою жизнь и здоровье.
В целях реализации мер по усилению общественной безопасности, защиты детей от терроризма и обеспечению надежной охраны образовательных учреждений руководителю образовательного учреждения необходимо:
- взять под личный контроль организацию антитеррористической и
противодиверсионной защиты учреждения;
- проводить среди учащихся и преподавательского состава разъяснительную работу, направленную на повышение организованности и бдительности, готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях, укрепление взаимодействия с правоохранительными органами;
- при обнаружении взрывчатых веществ (устройств), радиоактивных, химических и предметов представляющих опасность для детей, а так же подозрительных предметов:

а) немедленно доложить дежурному органа внутренних дел (на службу «02»);

б) организовать эвакуацию учащихся (детей) в безопасную зону;

в) принять меры к оцеплению опасной зоны, недопущению в нее людей;

г) по прибытии оперативной группы действовать в соответствии с ее указаниями.

С целью исключения проникновения посторонних лиц в образовательное учреждение возникает необходимость руководителям принимать дополнительные меры по обеспечению безопасности учащихся и сотрудников :

- не допускать в образовательное учреждение посторонних лиц;
- обеспечить охрану образовательного учреждения ,где нет постоянной охраны, организовать дежурство преподавательского и обслуживающего персонала;
- ежедневно проводить проверку подвалов, чердаков и держать их закрытыми на замок, состояния ограждения территории;
- с началом занятий и по их окончании входные двери содержать в закрытом состоянии;
- не допускать стоянку автотранспорта на территории образовательного учреждения;
- обеспечивать своевременный вывоз твердых бытовых отходов;
- контролировать освещенность территории образовательного учреждения в темное время суток;
- проверять наличие и исправность средств пожаротушения и их готовность к использованию,
- проводить тренировки по эвакуации людей из здания образовательного учреждения;
- иметь в образовательном учреждении план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- постоянно уточнять схему оповещения сотрудников образовательного учреждения; - знать телефоны отдела внутренних дел, противопожарной службы, «скорой помощи» и аварийной бригады;
- обо всех чрезвычайных происшествиях немедленно сообщать в органы правопорядка и департамент образования.

Если вы попали в беду, помните: Вша цель - сохранить жизнь!

Если вы оказались заложниками помните:

поскорее возьмите себя в руки, не провоцируйте преступников к применению оружия, не допускайте истерик и паники, дышите глубоко и ровно;
не выражайте призрения к захватчикам, старайтесь установить с ним нормальные отношения;
выполняйте требования преступников;
не делайте резких движений, на всякое движение (сесть, встать, попить) спрашивайте разрешения;
нельзя в присутствии террористов выражать свое неудовольствие;
приготовьтесь переносить лишения, оскорбления и унижения;
не допускайте возникновения чувства жалости и смятения;
находите себе какое-либо занятие, не думайте о плохом; не смотрите в глаза террористам;
не пытайтесь бежать, если нет уверенности в успехе.

 

Будьте внимательны! Постарайтесь запомнить приметы террористов:
одежду, имена, клички, татуировки, особенности речи, оружие.

Помните, получив сообщение о вашем захвате, спецслужбы уже начали действовать. Во время освобождения категорически запрещается выбегать на встречу сотрудникам спецслужб, так как вас могут принять за преступника.

Если вы поняли, что начался штурм :

 

лежите на полу лицом в низ, закройте глаза, голову закройте руками и не двигайтесь;
если есть возможность, держитесь подальше от окон, дверных проемов, проходов, лестниц;
выберите место за укрытием, выполняйте требования работников спецслужб.;
ждите пока сотрудники специальных подразделений не выведут вас из здания.

 



Действия при захвате самолета (автобуса)
 

 

осмотрите салон и определите места возможного укрытия;
снимите ювелирные украшения;
не передвигайтесь по салону;
не открывайте сумки без разрешения террористов;
при начале штурма ложитесь на пол между креслами и оставайтесь там до его окончания.
не привлекайте к себе внимание террористов;

 



Действия при стрельбе на улице.
 

 

при перестрелке лягте и осмотритесь;
проберитесь в ближайшее укрытие (подъезд дома, подземный переход и т.д.);
запрещается подниматься в полный рост;
запрещается укрываться в автомобиле, металл автомобиля тонкий, а горючее взрывоопасно.

 



Действия при перестрелке в доме.
 

 

Задвиньте палкой, шваброй или за нижний край шторы на окнах;
отойдите от окон;
передвигайтесь по квартире, нагнувшись или ползком;
укройтесь в ванной комнате.

 



Действия при угрозе взрыва.
 

 

Не предпринимайте самостоятельно никаких действий с находкой или подозрительным предметом- это может оказаться взрывоопасным устройством, привести к взрыву, многочисленным жертвам и разрушениям;
не прикасайтесь к подозрительным предметам (пакет, сумка, сверток, игрушка и др.);
зафиксируйте время обнаружения находки;
сообщите в милицию;
постарайтесь сделать так, чтобы люди отошли, как можно дальше от опасной находки;
держитесь в стороне от окон, зеркал, светильников;
на улице отбегайте от зданий, столбов, линий электропередач.

 



Действия лиц, оказавшихся под завалом.

- Необходимо определить свободное место, в которое вы могли бы переместиться;
- по возможности, если под рукой есть обломки стола, парты, постараться укрепить то , что над вами находится, и ждать;
- не нужно предпринимать попыток самостоятельно выбраться из под завала.. Разбор завалов по общему правилу производится сверху-вниз;
- при разборе завалов каждый час устанавливается минута молчания. Когда перестали работать различные механизмы, необходимо громко кричать, заявлять о себе.

Действия при получении подозрительного письма по почте.

- Не вскрывать конверт;
- положить его в пластиковый пакет;
- положить туда же лежащие в непосредственной близости с письмом предметы.
Действия при получении подозрительной почты в отношении сибирской язвы:

- Не брать в руки подозрительное письмо или бандероль;
- сообщить об этом факте руководителю учреждения, который немедленно свяжется с соответствующими службами;
- убедиться, что поврежденная или подозрительная почта отделена от других писем и бандеролей и ближайшая к ней поверхность ограничена;
- убедиться, что все те, кто трогал письмо (бандероль), вымыли руки с водой и мылом.
- руководитель учреждения должен оповестить органы санитарного надзора и здравоохранения, назначить ответственного, отвечающего за данную чрезвычайную ситуацию;

Действия при длительном нахождении в заложниках:

- Не допускайте возникновения чувства жалости, смятения и замешательства. Мысленно подготовьте себя к будущим испытаниям. Сохраняйте умственную активность.
- Избегайте возникновения чувства отчаяния, используйте для этого внутренние ресурсы самоубеждения.
- Думайте и вспоминайте о приятных вещах. Помните, что шансы на освобождение со временем возрастают. Будьте, уверены, что сейчас делается все возможное для Вашего скорейшего освобождения.
- Постоянно находите себе какое-либо занятие (физические упражнения, чтение, жизненные воспоминания и т.д.). Установите суточный график физической и интеллектуальной деятельности, выполняйте дела в строгом методическом порядке.
- Для поддержания сил ешьте все, что дают, даже если пища не нравится и не вызывает аппетита. Отдайте себе отчет в том, что потеря аппетита, и веса являются нормальными явлением в подобной экстремальной ситуации.
Поведение на допросе:
- На вопросы отвечайте кратко. Более свободно и пространно разговаривайте на несущественные общие темы, но будьте осторожны, когда затрагиваются важные государственные или личные вопросы.
- Внимательно контролируйте свое поведение и ответы. Не допускайте заявлений, которые сейчас или в последующем могут повредить Вам или другим людям.
- Оставайтесь вежливым, тактичным при любых обстоятельствах. Контролируйте свое настроение.
- Будьте осторожны, в отношении разыгрывания "синдрома Стокгольма"; не принимайте сторону похитителей, не выражайте активно им свои симпатии и приверженность их идеалам.
- В случае принуждения выразить поддержку требованиям террористов (письменно, в звуко- или видеозаписи) укажите, что они исходят от похитителей. Избегайте призывов и заявлений от своего имени.

На улицах, в транспорте, подъездах и дворах, в учебных заведениях и организациях мы должны быть внимательны и осмотрительны.
Помните, что любой предмет, найденный на улице или в подъезде, может представлять опасность.